15
дек

Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

В соответствии с п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг (ПП РФ № 354) оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого помещения.

Заявка должна содержать следующую информацию:

сведения о потребителе (для физического лица - фамилия, имя, отчество, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон);

предлагаемая дата и время ввода установленного прибора учета в эксплуатацию;

тип и заводской номер установленного прибора учета, место его установки;

сведения об организации, осуществившей монтаж прибора учета;

показания прибора учета на момент его установки;

дата следующей поверки.

К заявке прилагаются копия паспорта на прибор учета, а также копии документов, подтверждающих результаты прохождения последней поверки прибора учета (за исключением новых приборов учета).

Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель, обязан начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.

Согласно п. 81(1) названных Правил, «Исполнитель обязан рассмотреть предложенные в заявке дату и время осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию и в случае невозможности исполнения заявки в указанный срок согласовать с потребителем иные дату и время проведения ввода в эксплуатацию установленного прибора учета.

При этом предложение о новых дате и времени осуществления работ направляется потребителю не позднее чем через 3 рабочих дня со дня получения заявки, а предложенная новая дата осуществления работ не может быть позднее 15 рабочих дней со дня получения заявки».

То есть, если на приборе учета отсутствуют пломбы, Вы подаете заявку исполнителю коммунальной услуги на опломбировку по установленной форме и прикладываете необходимые документы. Обратите внимание, что работы сотрудниками выполняются в рабочие дни и в рабочее время. Если, получив заявку, по какой-то причине в указанное Вами время сотрудник не сможет произвести ввод в эксплуатацию прибора учета, то с вами должны связаться в течение 3-х дней и согласовать другое время. Правилами предоставления коммунальных услуг определено, что прибор учета должен быть введен в эксплуатацию, т.е. опломбирован в течение 15 дней после получения Вашей заявки.

При первичной опломбировке прибора учета исполнитель не вправе взимать с потребителя плату, т.е. первичная опломбировка прибора учета проводится бесплатно!

А вот если в указанный срок Вы так и не смогли договориться о времени, то прибор учета считается принятым в эксплуатацию с даты получения исполнителем заявки. Здесь хотим обратить Ваше внимание, что прибор считается принятым в эксплуатацию и расчеты должны производиться по показаниям, но пломбы на ИПУ все равно должны быть установлены и составлен соответствующий акт!

Если Вы купили квартиру не у Застройщика, а у собственника помещения, Вы проверили, что приборы учета опломбированы и вроде бы все хорошо. Однако и здесь могут возникнуть проблемы. При покупке квартиры необходимо у предыдущего собственника потребовать документы на приборы учета (заводской номер на приборе учета должен соответствовать номеру в паспорте), а также акты ввода в эксплуатацию приборов учета. Если прибор учета на воду установлен давно (более 4-х лет назад) необходим акт поверки прибора учета.

Срок поверки современных приборов учета, как правило, составляет по электроэнергии 16 лет, по воде от 4-х до 6-ти лет. Так как типы установленных приборов учета различны, рекомендуем уточнять межповерочный интервал установленного прибора учета непосредственно по паспорту на данный прибор учета.

Таким образом, если прибор учета не введен в эксплуатацию надлежащим образом (отсутствуют пломбы, за исключением случая, описанного выше), считается, что прибор учета отсутствует и в этом случае начислении платы за коммунальный ресурс осуществляется в соответствии с п. 41 Правил предоставления коммунальных услуг, предусмотренный для помещений, не оборудованных приборами учета: «При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, которое не оснащено такими приборами учета, определяется по формуле 23(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды с применением повышающего коэффициента».

Итак, Вы оформили право собственности на квартиру, но в квартире не проживаете (имеется другое жилье, постоянно не проживаете в городе, квартира в черновой отделке и т.д.), приборы учета не опломбированы и фактически расхода коммунального ресурса нет, но исполнитель коммунальной услуги производит начисление исходя из установленного норматива потребления. Правомерны ли такие начисления?

Да, правомерны. Как следует из вышеизложенного, именно на потребителя действующим законодательством возложена обязанность по вводу в эксплуатацию прибора учета. И если ранее, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг исполнитель мог произвести перерасчет ранее начисленных объемов и размера платы при временном отсутствии потребителя, то с 29 декабря в Правила предоставления коммунальных услуг Постановлением Правительства от 29.12.2016 № 1498 внесены изменения, согласно которым перерасчет производится только в случае, если жилое помещение не оборудовано индивидуальным и при этом отсутствие технической возможности его установки не подтверждено в установленном настоящими Правилами порядке, за исключением подтвержденного соответствующими документами случая отсутствия всех проживающих в жилом помещении лиц в результате действия непреодолимой силы. Не проживание в жилом помещении к обстоятельствам непреодолимой силы, согласно Гражданскому кодексу РФ, не относится.

Таким образом, если прибор учета не опломбирован, и Вы не проживаете в квартире, начисление за коммунальный ресурс производится исходя из установленного норматива потребления и начисленный объем перерасчету не подлежит.

 

Если у Вас в квартире установлены и введены в эксплуатацию все приборы учета потребления коммунальных ресурсов, расчет должен производиться по показаниям приборов учета.

П.п к(1) п. 33 Правил предоставления коммунальных услуг потребителям предоставлено право при наличии индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета ежемесячно снимать его показания и передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу не позднее даты, установленной договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

При отсутствии показаний в расчетном периоде начисление производится в соответствии с п. 59 Правил предоставления коммунальных услуг: «Плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), в следующих случаях и за указанные расчетные периоды:

а) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения;

 б) в случае непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими Правилами, или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, или решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, - начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд;

в) в случае, указанном в подпункте "г" пункта 85 настоящих Правил, - начиная с даты, когда исполнителем был составлен акт об отказе в допуске к прибору учета (распределителям), до даты проведения проверки в соответствии с подпунктом "е" пункта 85 настоящих Правил, но не более 3 расчетных периодов подряд.»

По истечении предельного количества расчетных периодов, указанных в пункте 59 настоящих Правил, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил в случаях, предусмотренных подпунктами "а" и "в" пункта 59 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента, величина которого принимается равной 1,5, а в случаях, предусмотренных подпунктом "б" пункта 59 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

Во избежание перерасчетов рекомендуем потребителям воспользоваться правом, предоставленным действующим законодательством, и ежемесячно передавать показания исполнителю любым доступным способом.

К сожалению, не все потребители, даже оплачивая квитанции, передают показания приборов учета, что ведет к перерасчетам в последующие периоды.

Следует также обратить внимание потребителей на следующий факт. Если Вы заметили, что прибор учета работает некорректно (например, расход ресурса за месяц очень большой или очень маленький), то необходимо сразу же вызвать представителя исполнителя для снятия контрольных показаний. По таким заявкам исполнитель направляет специалиста, который визуально сможет определить работоспособность прибора учета. Если при визуальном осмотре установлено, что прибор учета вышел из строя, то должен составляться акт на распломбировку с указанием причины. С даты составления акта при начислениях применяются нормы п. 59 Правил предоставления коммунальных услуг. В спорной ситуации определить работоспособность прибора учета может только специальная организация – центр метрологии. Проверка прибора учета производится на специальных стендах.

Если Вы ежемесячно передаете показания приборов учета, оплату производите своевременно, имеет ли право исполнитель коммунальной услуги проводить контрольное снятие показаний приборов учета и осуществлять расчет по этим показаниям?

Да, имеет.

Пунктом 32 Правил предоставления коммунальных услуг исполнителю предоставлено право осуществлять не чаще 1 раза в 3 месяца проверку достоверности передаваемых потребителем исполнителю сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных) и комнатных приборов учета (распределителей), установленных в жилых помещениях и домовладениях, путем посещения помещений и домовладений, в которых установлены эти приборы учета, а также проверку состояния указанных приборов учета (не чаще 1 раза в месяц в случае установки указанных приборов учета вне помещений и домовладений в месте, доступ исполнителя к которому может быть осуществлен без присутствия потребителя, и в нежилых помещениях).

Согласно п. 61 названных Правил  «Если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниям проверяемого прибора учета (распределителей) и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю. Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов.

Перерасчет размера платы должен быть произведен исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета.»

То есть, после снятия контрольных показаний, исполнитель вносит контрольные показания в лицевой счет потребителя и при начислении платы производится перерасчет. Перерасчет может быть, как в большую, так и в меньшую сторону. Действующим законодательством не предусмотрена форма требования, которое должно направляться потребителю, кроме того, все перерасчеты должны быть выставлены в расчетном периоде, когда были сняты контрольные показания, поэтому все перерасчеты выставляются потребителю в платежном документе, что не противоречит действующему законодательству.